Главная | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 18.11.2017, 13:02

Начальная школа МОУ СОШ №2 п. Новоорск

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [36]
Фильмы и презентации [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои файлы

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Антонимы" Наследовой С.Б.
[ Скачать с сервера (12.21Mb) ] 19.01.2015, 22:33

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Урок «открытия нового знания», построенный  на основе  деятельностного  метода

Тема

Антонимы.

 

Цель  темы

• Актуализировать умения:

- определять и подбирать антонимы;

- строить предложения, используя антонимы.

Научить:                                                                                                                                                                              

-   раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение;                                                                  

 -  подбирать и писать антонимы к словам;                                                                                                                     

 -  распознавать и правильно употреблять в речи  антонимы;                                                                                                  

 -  развивать устную и письменную речь, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный   запас;                                                                                                                                                                        -  писать пословицы, используя антонимы;                                                                                                                                                                                                     

-   адекватно воспринимать оценку своих действий;                                                                                                     

 -  договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе;                                                                        

-  создавать эмоционально положительную основу для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

 

Основное содержание темы, термины и понятия

Представление  об антонимах.

Термины: антонимы, противоположны.

 

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

 

 

— подбирать и писать антонимы к словам;

— писать пословицы, используя антонимы;

— находить  антонимы в тексте.

Личностные:                                                                                             

- формирование личного эмоционального отношения к родному языку.                                                                         Регулятивные:                                                                                                       - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.                                                                     - адекватно воспринимать оценку своих действий.

Познавательные:                                                                                       

 - раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение.                                                                                   Коммуникативные:                                                                          

 -договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 

Литературное чтение

Технология

Музыка

 

фронтальная

в парах

в группах

индивидуальная работа

 

-Учебник  Каленчук М.Л. Русский язык:  3 кл., М.: Академкнига/Учебник  Ч.1,  стр. 95-97,

-Рабочая тетрадь по русскому языку, Ч.1,  стр. 64

-Абрамова М.Г. Русский язык: 3 класс: Методическое пособие: Академкнига/Учебник  стр.56-58     

- Интернет-ресурсы (музыкальная композиция «Ты морячка, я моряк», автора и исполнителя О.Газманова);

- компьютер, проектор, демонстрационный экран;                                                                                       - информационные средства: УМК учителя (презентация фрагмента урока в формате программы Power Point),                                                                                                    - раздаточный материал, карточки со словами, пословицами (приложение).                                                          

 

 

             

 

Этап урока

Содержание урока

Характеристика

деятельности учащихся и учителя

УУД

I этап. 6 минут Мотивация к деятельности 

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

 « Слово и его значение. Антонимы»

 

Организационный момент

                      Прозвенел звонок весёлый

                   Мы начать урок готовы.

                   Приглашаю я вас путешествовать

                   Знания приобретать и совершенствовать.

- Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по океану «Слово и его значение» на кораблике «Мечта» и посетим один остров, а как он называется,  вы узнаете чуть позже.  

- Что нам понадобится для нашего путешествия?

(учебник - путеводитель,  тетрадь для наблюдений, форма и, конечно же, наши знания.)

- Итак, юнги, в путь! Вы - моя команда, я - ваш капитан.

- А чтобы наш кораблик благополучно отплыл, нам нужно показать свою готовность. Для этого проверим  посадку и сделаем разминку для рук, чтобы уверенно держать штурвал.

Пальчиковая гимнастика                                                    

Волны -   Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Ходят волны на просторе, 
Вы узнали? Это — море.

Чайки -  Скрестите руки на уровне запястий и прижмите их друг к другу. Ладони расслабьте и опустите, затем несколько раз взмахните ладонями, как крыльями.

Чайка над волной взмывает, 
Чайка чайку догоняет.

Бинокль - Сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля, и поднесите «бинокль» к глазам, Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.

Подзорная труба - Еще раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры». Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт!

Встал на мостик капитан, 
Смотрит здесь, смотрит там. 
То в бинокль, то в трубу
— 
Влево, вправо, за корму.                                                                          Ребята, повернитесь друг к другу. Согрейте свои ладошки. Поделитесь с соседом,  теплом, улыбками, хорошим настроением.                                      

Настроение каково? 

Во!

Кто за приключения? 

Все без исключения!

Главное умение – определять различные значения слов и правильно их употреблять. Ему должны мы научиться. 

Обещаем на уроке хорошенько потрудиться!

 

Погода отличная, море спокойное. Дыхание в норме. Настроение замечательное. Отправляемся в путь. Наш кораблик берёт курс на север. Входим в пролив «Чистописание»  Минутка чистописания.

Откройте свои тетради для наблюдений и красиво запишите дату нашего отплытия.

Тринадцатое ноября.  Классная работа.

Девиз урока: Попутного ветра, вперед к новым знаниям! (Подчеркните орфограммы в словах)

- Сравните свою работу с образцом  на доске по следующим критериям: правильность и аккуратность. Поменяйтесь тетрадями Оцените письмо друг друга .

Повторение ранее изученного.

Наше плавание продолжается. Посмотрите, что у нас остаётся справа по борту? (Остров «Синонимы»)   Что вы узнали на нём? Что такое синонимы? (Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. Синонимы – это слова – «друзья», или «приятели». Они могут быть любой частью речи.)

Закрепим знания о синонимах. (Работа в парах).

Игра « Морские слова»,  соедини стрелками слова.

Спальня – каюта

Повар – кок

Младший матрос – юнга

Начальник морского судна – капитан

Парусная лодка - яхта

Лестница – трап

Проверка по цепочке.

-Вы пополнили свой словарный запас новыми словами? (да)  Они пригодятся вам в жизни? (да)

Сейчас мы сделаем остановку на острове « Словарных слов», воспользуемся нашим тренажером.

Разгадайте ребус

Запишите в тетрадь наблюдений новое словарное слово.  -А кто запомнил морское название этого слова?  (трап) Закрепите свои знания о словарном слове в ТПО стр. 64, № 67

 

 

Слайд 2 Морское путешествие

 

 

Учитель настраивает детей на нужную волну урока. 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

Слайд 6, 7, 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

 

 

 

 

                                                      

II этап. 7 минут

Учебно-познавательная деятельность

Цель – формирование у учащихся представления об антонимах

 

Открытие нового. Тема урока. Задачи.

Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.  

Если б

Если б высокое сделалось низким,

Если б далекое сделалось близким,               

Каждая лестница вниз бы вела.

Каждая речка обратно текла.    

                                           ( Дж. Родари)

Проблемная ситуация

Есть ли в  стихотворении слова – синонимы? (Здесь их нет.)

- Правильно.

-Но здесь есть другие слова.  Как они называются? (Эти слова называются «антонимы».)

 - Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О словах-антонимах.)

Сформулируйте тему нашего урока (Антонимы.)  Наш кораблик приближается к острову, который называется «Антонимы».

Этот остров таит много интересных загадок, явлений, которые мы попробуем отгадать, обследовав его.

Что мы узнаем об антонимах? (Узнаем, какие слова называются антонимами. Для чего нужны антонимы в речи.)  

Чему будем учиться на уроке? (Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи). 

- На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться  различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к  предложенным словам.

 

- Наш кораблик у цели. Высаживаемся на остров, начинаем движение по нему.

Слайд 9

 

Дети слушают стихотворение. Ищут синонимы, антонимы,

формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10 Карта

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

III этап. 22 минуты Интеллектуально-преобразовательная деятельность 

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

 

 

 Работа по теме. Определение признаков антонимов.

 «Уважаемые путешественники. Вас наверное интересует, что означает название острова. Что такое «Антонимы». Слово это, греческое, а что оно значит, вы узнаете, если его исследуете. «Антоним» сравните со словом «Синоним» - одноимённый.

«Антоним» - «онима» - имя. А значение слова «анти» назовете, если вспомните известные вам слова: антимоль, антигриппин, антивирус. Догадались, какое значение имеет приставка анти - в этих словах? «Против" – противоположный.

Значит,  антонимы – это слова, имеющие противоположное значение. А чтобы утвердиться в правильности нашего предположения, откройте учебник – путеводитель  на странице 95, прочитайте правило. Кто расскажет правило?

 Прочесть – одно, а вот запомнить…

Давайте его зарифмуем:

Минус – плюс, огонь – вода,                                                                            Дерзкий – осторожный,                                                                                       Все антонимы всегда                                                    Противоположны! (В.А. Синицын)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Упражнение в подборе антонимов. Вот теперь можно продолжить исследование острова. На нашем пути «Островок  рассыпанных пословиц».  Вам необходимо собрать пословицы,  найти  и назвать антонимы в них. Работать будем в группах. Напоминаю, что в диалог в группе должен вестись  вполголоса. О завершении  работы мне сигналят ваши поднятые руки. Будьте очень внимательны. (Работа в группе, пословицы разрезаны) 6 группа работает индивидуально на карточках   (Учебник стр.95 №82)

1.Знай больше - говори меньше.

2.Маленькое дело лучше, чем большое безделья.

3.Не поев горького, не поймешь и сладкого.

4.Ложь тяжела, да и правда не легче.

5.От радости старые молодеют, от печали молодые стареют.

- Запишите последнюю пословицу в тетрадь наблюдений, объясните ее смысл.

- Определите и запишите  часть речи у антонимических пар. Какими частями речи могут быть антонимы? (разными)

- Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.

 - Путь был длинным и нам необходимо отдохнуть.                                                   Поиграем в игру «НАОБОРОТ»

                       1) Опустите  руки вниз.  

         2) Поднимите руки вверх.

         3) Голову поднимите. 

         4) Голову опустите.

         5) Поворот туловища вправо. 

         6) Поворот туловища  влево.

         7) Закройте глаза (откройте)

         8) Привстаньте.

         9) Присядьте.

Спасибо. Садитесь за парты.

- Что же нас ждёт впереди?  Наблюдение за ролью слов – антонимов в тексте.  Откройте упражнение № 84 стр. 96, выполним его, прочитайте стихотворение про себя,  а найти антонимы нам поможет необычный Водопад слов.     Низко      высоко

     Близко     далеко

     Мало       велико

     Кислое   сладкое

Запишите пары антонимов в свою тетрадь-наблюдений. Оцените свою работу. Трудно было найти эти пары в тексте?

- На нашем пути Скала волшебных превращений.

Сейчас я проверю, чему вы сегодня  научились.

«Скажу я слово ВЫСОКО,

 А ты ответишь : … (низко)

 Скажу я слово ДАЛЕКО,

 А ты ответишь : …(близко)

 Скажу я слово ПОТОЛОК,

 А ты ответишь : …(пол)

 Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

 И скажешь ты : …(нашел)

 Скажу тебе я слово ТРУС,

 Ответишь ты : …(храбрец)

 Теперь НАЧАЛО я скажу,

 Ну, отвечай : …(конец)»

Хорошо! Молодцы!

Не дорого начало,  похвален конец.  Объясните смысл пословицы. Запишите под диктовку, подчеркните одной чертой антонимы, обозначьте орфограммы.

Слайд 11 Бутылка

Ученики в ходе работы определяют, что такое антонимы. Делают выводы. 

Учитель  помогает детям делать в правильной форме умозаключения.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

 

 

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

 

 

 

Слайд 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18

 

 

 

 

 

 

Слайд 19

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

- в ходе практической работы  наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; узнать их название; сравнить их с синонимами; учиться подбирать пары к словам; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

- формирование умения общаться в паре,

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

- формирование личного эмоционального отношения.

Регулятивные:

-в  диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Регулятивные:

- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую.

. IV этап.2минуты  Рефлексия деятельности 

Цель -  самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний

 

 

 

- Наше путешествие по острову подходит к концу и нам пора возвращаться домой. Пора подвести итог.

Рефлексивный экран.

- Продолжите предложения.

Сегодня на уроке я научился…       

Своей работой на уроке я …

А особенно мне удалось …              

Я понял, что …                                   

- Достигли мы цели урока? Узнали, что такое антонимы?

Научились подбирать антонимы и правильно употреблять их? Пригодятся нам в жизни эти знания?

Где чаще всего употребляются антонимы?

 

Дети проводят самооценку,

приводят примеры применения полученных знаний в жизни.  

Слайд 20

 

Общеучебные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Vэтап. 3 минуты

Контроль деятельности ученика . Домашнее задание

Цель -  применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации  успеха.

 

Домашнее задание (по выбору)

- Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке.  Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

- Итак, домашнее задание.

В учебнике на с. 95 выучить правило.

По выбору, по своим силам:

а) Учебник № 83, ТПО № 66,

б) ТПО № 66, придумать 3 пары антонимов

в) Письмо самому себе «Я и антонимы»

Самооценка учащихся с помощью жезла.

Выставление отметок.

Спасибо за урок. Желаю вам успехов в освоении этой темы. На память о нашем уроке вам остается кораблик под названием «Мечта».

-Желаю всем и детям и гостям, чтобы мечты ваши  сбывались.

Звучит музыкальная композиция «Ты морячка, я моряк», автора и исполнителя О.Газманова

  

 

 

Слайд 21

 

 

Учитель  даёт инструктаж  по подготовке к следующему уроку, предлагает вторую часть домашнего задания взять на выбор,  наблюдает за выбором детей. Ученики выбирают посильное для себя творческое задание, которое  будут выполнять дома.

Слайд 22

Общеучебные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

 

 

             Используемая литература:

§  Каленчук М.Л. Русский язык. 3 класс: Учебник  в 3 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.- Ч.1: 160 с: ил.

Каленчук М.Л.  Рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс  в 2 ч. – М.:  Академкнига/Учебник, 2010.- Ч.1

§  Коваленко В. И.   Школа физкультминуток(1 – 4 классы) – М.: ВАКО, 2007.-208 с. – (Мастерская учителя)

§  Русский язык. 3 класс Методическое пособие./ М.Г.Абрамова, Т.А. Байкова, О.В.Малаховская.-3 –е изд. испр. и доп. – М:

Академкнига/Учебник, 2007.-272 с.

§  Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: «Академия развития»,1998. – 208 с. – (Серия: «Мои первые уроки»)

Цифровые ресурсы:

 http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/4250.html

 http://www.rusedu.ru/detail_15522.html

http://www.childtoys.ru/razvivayushhaya-igra-antonimy-v-poslovicax/ пословицы

Фон: http://fotki.yandex.ru/users/tais-ja/view/473260?page=0

yoursmileys.ru/p-captain.php‎

Oleg_Gazmanov_-_Ti_moryachka_ya_moryak_(get-tune.net)

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                     Приложение

 

Знай больше - говори меньше.

Маленькое дело лучше,

чем большое безделье.

Не поев горького,     не поймешь и сладкого.

Ложь тяжела,           да и правда не легче.

От радости старые молодеют,

от печали молодые стареют.

 

Игра « Морские слова»,  соедини стрелками слова.

Спальня                                           яхта

Повар                                               капитан

Младший матрос                           трап

Начальник морского судна         юнга

Парусная лодка                             каюта

Лестница                                         кок

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Корса
Просмотров: 1120 | Загрузок: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz